В прошлом году украинские законодатели приняли закон, освобождающий ввозимые в страну электромобили от пошлины. Но поднять продажи это пока помогло слабо. Почему? И что ещё нужно сделать для того, чтобы в стране было больше транспорта с нулевым выхлопом?
Существуют и другие платежи, которые нужно уплатить на границе. Это акциз, сбор за первую регистрацию, а главное —НДС, который составляет целых 20%. Законопроект об отмене последнего «висит» в парламенте, но пока не рассмотрен.
Кроме того, в Европе покупателям электрокаров полагаются различные льготы — прямая субсидия из бюджета (от нескольких сотен до тысяч евро), скидки по транспортному налогу, бесплатная (или дешёвая) парковка и т. д. — то украинцы об этом пока могут лишь мечтать. Хотя, затраты из бюджета были бы весьма небольшими.
Скромная инфраструктура. Единственную сеть бесплатных публичных терминалов сейчас создал концерн «Галнафтогаз» на своих заправках под брендом ОККО. Правда, хотя зарядные расположены на основных трассах, но количество их очень скромное — лишь 34 штуки на всю страну — поэтому, например, попытка проехать на автомобиле Nissan Leaf от Киева до Одессы на одном лишь электричестве сорвалась — не хватило запаса хода. Да и сами терминалы не скоростные, а обычные - то есть, придётся ждать минимум несколько часов.
Однако, некоторые организации по своей инициативе устанавливают у себя «столбики», но — как правило, доступ туда посторонним закрыт.
Здесь тоже бы очень не помешала поддержка государства — освобождение от НДС на комплектующие, скидка на электроэнергию.
Особенности городской жизни. Дело в том, что если в частном доме спокойно можно заехать вечером — и присоединить «заправочный» шнур к домашней электросети, то в многоквартирном доме так не получится. Тянуть удлинитель через двор в квартиру, пускай даже на первый этаж? Но это будет мешать людям., которые, в конце концов, станут жаловаться или попросту начнут резать кабель.
И, конечно, скромные аккумуляторы. Да, у Теслы их хватает на несколько сот километров — но и сам такой электромобиль стоит под сотню тысяч долларов! А относительно доступный Nissan Leaf может проехать от силы 150, при условии, что водитель не будет включать кондиционер или «печку». А если нужно срочно поехать в соседний населённый пункт — вызывать такси?
Поэтому пока машины без выхлопной трубы остаются для украинцев лишь игрушками. Но подвижки в электромобилизации определённо есть.