
Недавно основатель компании Tesla, Элон Маск, дал интервью для «Pando Daily» в Лос-Анджелесе. Основной темой разговора было предпринимательское дело. Например, как получив 180 миллионов от продажи PayPal, Маск вложил 100 миллионов в космическую компанию, которая, по его мнению, не должна была приносить прибыль, 70 миллионов – в компанию по производству электромобилей и 10 миллионов – в компанию по установке солнечных батарей для жилых домов. Здесь мы приведем лишь некоторые отрывки из занимательной беседы.
Учитывая то, как вы управляете одновременно несколькими компаниями, чувствуете ли вы себя сумасшедшим?
Я думаю, что я немного ненормальный, но, по-моему, это хороший признак. Вот когда ты достигаешь момента, когда не думаешь, что ты сумасшедший, тогда пора начинать волноваться.
Собираетесь ли вы вновь создавать интернет-компанию?
Скорее всего, нет, хотя эта сфера все еще кажется мне интересной. Сейчас я направляю свои усилия на те области, которые смогут оказать положительное влияние на человечество. К тому же в этих отраслях (космической и автомобильной) не так много новых компаний, а ведь именно «новички» привносят с собой инновации. Я не искал инвесторов при первых трех попытках запуска SpaceX, потому что инвесторов всегда интересуют прошлые успехи в отрасли. Но мне было нечего им показать в зарождающейся сфере коммерческих космических полетов. Кроме моих 100 миллионов долларов, я получил поддержку от друзей, которые помогли мне наполнить уставный фонд. До основания SpaceX я никогда не занимался физическим производством, и я думал, что, скорее всего, эта затея окончится провалом.
Сейчас компании Fisker и A123 переживают не лучшие времена, чем ваша компания лучше?
У нас серьезная команда инженеров, которые решают трудные задачи, мы сами занимаемся производством из первичного сырья, мы сами производим программное обеспечение, разрабатываем конструкцию и дизайн. Fisker же заботится только о дизайне. Наша цель – создавать отличный продукт, благодаря этому у нас покупают электромоторы такие компании, как Toyota и Damlier.
Вы получаете удовольствие от бизнеса, только если у него минимум шансов на успех?
Нет, мне не нравятся такие перспективы, и я надеюсь, что мне никогда не придется снова пережить 2008 год.
Задумываетесь ли вы о создании новой компании?
Мне кажется хорошей идеей создание электрических самолетов. Когда я вижу какую-то проблемную сферу в мире технологий, я стараюсь найти решение, которое могло бы решить ее проблемы. Например, мне жаль, что Concorde больше не летает, а ведь установив новые двигатели на эти самолеты можно было бы увеличить дальность их полетов в два раза. А еще я подсчитал, что чем выше самолет летит, тем меньшее сопротивление воздуха он испытывает, а потому он может лететь быстрее и эффективнее. Потому, я думаю, что самолеты с электрическими двигателями могут стать хорошим решением.
Компании Honda и Mercedes твердо выражают уверенность в том, что будущее наземного транспорта – в использовании водородных технологий. Почему, по-вашему, они настаивают на этом пути развития?
Я не знаю, почему они придерживаются этой позиции, ведь по моим расчетам, аккумуляторы все равно дешевле. Даже если использовать оптимизированные водородные ячейки, они все равно уступают литиево-ионным аккумуляторам. Я думаю, эти компании давно осознали необходимость перемен. А из-за того, что водородные технологии всегда были недостаточно развиты, они решили идти по этому пути, ведь на нем всегда можно объяснить недостаток результатов длительным процессом разработки, который принесет плоды лет через десять.